четверг, 13 марта 2014 г.

Значение растворов в природе и жизни человека. Раствор и его компоненты

Урок сопровождается презентацией.

Тема:
Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах, коллоидных и истинных растворах. Раствор и его компоненты: растворитель, растворенное вещество

Задачи:
  • сформировать понятие о растворах, признаках классификации растворов, отличиях истинных и коллоидных растворов;
  • сформировать умения различать дисперсные системы;
  • развивать умения сравнивать, анализировать;
  • воспитывать культуру химических записей, химического языка.
Оборудование: 
  • вода, калия перманганат, медный купорос, песок, бутылка с газированной минеральной водой, раствор соли, разбавленный чай; 
  • источник света (лазерная указка или фонарик), химические стаканы, стеклянные палочки, этикетки минеральной воды и сладких газированных напитков.
Основные понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество, дисперсная фаза, дисперсионная среда, истинный раствор, коллоидный раствор, эмульсия, суспензия.


Тип урока: изучения новых знаний.

Вид урока: урок-лекция.


Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Растворы и процесс растворения имеют огромное значение в природе, повседневной жизни, науке и технике.

Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а с растворами или смесями. Вода морей, ре, озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Большинство минералов – это твердые растворы. Соки растений, напитки, лаки, краски, лекарства – это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла. Большинство химических реакций происходит в растворах, живые организмы состоят из растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма.


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.

«Мозговой штурм»: Что вы знаете о растворах? Запись ответов на доске и в тетрадях

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? при  изучении темы? – запись в тетрадях, зачитывают несколько учеников

Задачи урока: 
  • знать – раствор,  классификация растворов, отличия истинных и коллоидных растворов;
  • различать дисперсные системы;
  • умения сравнивать, анализировать;
  • вести химические записи.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Понятие о растворах

Демонстрация: в сосуды с водой помещаем поваренную соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат), песок. Количество вещества постепенно уменьшается. В случае с цветными веществами наблюдаем явление диффузии. При перемешивании процесс ускоряется

При этом вода приобретает новые свойства: у неё появляется вкус, цвет, изменяется плотность, Т кипения и др. Полученная жидкость уже не является водой. Это раствор.

Раствор – это однородная смесь веществ.

Профильтруем растворы – соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат) – не удается отделить от воды. Эти вещества находятся в растворах в виде молекул. Эти растворы прозрачны и однородны. Это истинные растворы. Их основной признак – однородность.

При растворении песка в воде получаем смесь с крупинками песка, она непрозрачна и неоднородна. Крупинки постепенно оседают на дно, потому что песок нерастворим. При фильтрации они остаются на фильтре.

При растворении веществ происходит их измельчение и рассеивание в объёме раствора. Все растворы иначе называют дисперсными системами.

В растворе частицы одного вещества равномерно распределены между частицами другого.

В растворе всегда содержится растворитель (дисперсионная среда) и растворенное вещество (дисперсная фаза).


Групповая работа: рассмотреть этикетки минеральных вод и сладких напитков, определить их качественный и количественный состав.

Растворы, в отличие от химических соединений, не имеют постоянного химического состава.

Раствор = растворитель + растворенное вещество.

Растворитель – вещество, которое находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор (или масса которого наибольшая).

Растворенное вещество может находиться в любом агрегатном состоянии: твердом, жидком, газообразном.

В растворах, в отличие от смесей, существует взаимодействие между частицами растворителя и растворенного вещества.

2. Смеси веществ с водой

В зависимости от степени измельчения веществ, смешиваемых с водой, выделяют несколько видов смесей:
  • взвесь;
  • коллоидный раствор;
  • истинный раствор.
Основное отличие – величина частиц, распределенных в воде

Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы

Признаки сравнения Взвесь Коллоидный раствор Истинный раствор
Величина частиц10–7 – 10–5 м
Небольшие частицы
10–9 – 10–7 м
Скопления частиц
Равна величине молекул (ионов)
Оптические свойстваНепрозрачные, мутныеПрозрачные, рассеивают светПрозрачные, свет не рассеивают
Возможность разделенияВзвешенные частицы не проходят сквозь бумажный фильтрВзвешенные частицы проходят сквозь бумажный фильтр, но не проходят сквозь пергаментный фильтрФильтрованием разделить невозможно
УстойчивостьНеустойчивы во времени, взвешенные частицы довольно быстро оседают на дно или всплывают на поверхностьОтносительно устойчивы во времени, со временем стареют с образование осадкаУстойчивы во времени, не стареют, могут существовать бесконечно долго, если не происходит хим реакций

Демонстрация эффекта Тиндаля

3. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию измельченного вещества или растворителя

Запись таблицы в тетради с пояснением

Растворитель Измельченное вещество
ТвердоеЖидкоеГазообразное
ТвердыйТвердые растворы (сплавы металлов, стекла)Пены
ЖидкийВзвеси, суспензии, золиЭмульсии (вода в масле, масло в воде)Гидрозоли
ГазообразныйАэрозоли, дымАэрозоли, туманыСмеси газов


ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Беседа по записанным учащимися в начале урока (актуализации) вопросам
  1. Почему речная, колодезная и талая вода имеют разный вкус?
  2. Какая из них наиболее чистая с химической точки зрения?
  3. От каких примесей в воде можно избавиться фильтрованием, отстаивание, дистилляцией?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  1. Проработать конспект, выучить определения.

  2. В 5 стаканов налили небольшие порции воды. 
    • В первый добавили глину,
    • во второй – спирт,
    • в третий – фруктовый сироп,
    • в четвертый – керосин,
    • в пятый – питьевую соду. 
    Каждую смесь хорошо перемешали. В каких стаканах образовались растворы?

  3. В строительстве применяют так называемый цементный раствор. Его компонентами являются цемент, песок и вода. Можно ли назвать эту смесь раствором с научной точки зрения?

  4. Какое вещество следует назвать растворителем, если раствор образуют:
    • расплавленные металлы – медь массой 3г и золото массой 7г;
    • вода объемом 1л и хлороводород (газ) объемом 300л;
    • спирт массой 10г и ацетон массой 25г;
    • вода массой 8г и сульфатная кислота массой 92г?

  5. Можно ли утверждать, что соки клубники, черной смородины являются растворами и содержат несколько растворенных веществ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий