Урок сопровождается презентацией.
Тема:
Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах, коллоидных и истинных растворах. Раствор и его компоненты: растворитель, растворенное вещество
Задачи:
Тип урока: изучения новых знаний.
Вид урока: урок-лекция.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Растворы и процесс растворения имеют огромное значение в природе, повседневной жизни, науке и технике.
Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а с растворами или смесями. Вода морей, ре, озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Большинство минералов – это твердые растворы. Соки растений, напитки, лаки, краски, лекарства – это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла. Большинство химических реакций происходит в растворах, живые организмы состоят из растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
«Мозговой штурм»: Что вы знаете о растворах? Запись ответов на доске и в тетрадях
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? при изучении темы? – запись в тетрадях, зачитывают несколько учеников
Задачи урока:
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Понятие о растворах
Демонстрация: в сосуды с водой помещаем поваренную соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат), песок. Количество вещества постепенно уменьшается. В случае с цветными веществами наблюдаем явление диффузии. При перемешивании процесс ускоряется
При этом вода приобретает новые свойства: у неё появляется вкус, цвет, изменяется плотность, Т кипения и др. Полученная жидкость уже не является водой. Это раствор.
Раствор – это однородная смесь веществ.
Профильтруем растворы – соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат) – не удается отделить от воды. Эти вещества находятся в растворах в виде молекул. Эти растворы прозрачны и однородны. Это истинные растворы. Их основной признак – однородность.
При растворении песка в воде получаем смесь с крупинками песка, она непрозрачна и неоднородна. Крупинки постепенно оседают на дно, потому что песок нерастворим. При фильтрации они остаются на фильтре.
При растворении веществ происходит их измельчение и рассеивание в объёме раствора. Все растворы иначе называют дисперсными системами.
В растворе частицы одного вещества равномерно распределены между частицами другого.
В растворе всегда содержится растворитель (дисперсионная среда) и растворенное вещество (дисперсная фаза).
Групповая работа: рассмотреть этикетки минеральных вод и сладких напитков, определить их качественный и количественный состав.
Растворы, в отличие от химических соединений, не имеют постоянного химического состава.
Раствор = растворитель + растворенное вещество.
Растворитель – вещество, которое находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор (или масса которого наибольшая).
Растворенное вещество может находиться в любом агрегатном состоянии: твердом, жидком, газообразном.
В растворах, в отличие от смесей, существует взаимодействие между частицами растворителя и растворенного вещества.
2. Смеси веществ с водой
В зависимости от степени измельчения веществ, смешиваемых с водой, выделяют несколько видов смесей:
Тема:
Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах, коллоидных и истинных растворах. Раствор и его компоненты: растворитель, растворенное вещество
Задачи:
- сформировать понятие о растворах, признаках классификации растворов, отличиях истинных и коллоидных растворов;
- сформировать умения различать дисперсные системы;
- развивать умения сравнивать, анализировать;
- воспитывать культуру химических записей, химического языка.
Оборудование:
- вода, калия перманганат, медный купорос, песок, бутылка с газированной минеральной водой, раствор соли, разбавленный чай;
- источник света (лазерная указка или фонарик), химические стаканы, стеклянные палочки, этикетки минеральной воды и сладких газированных напитков.
Основные понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество, дисперсная фаза, дисперсионная среда, истинный раствор, коллоидный раствор, эмульсия, суспензия.
Тип урока: изучения новых знаний.
Вид урока: урок-лекция.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Растворы и процесс растворения имеют огромное значение в природе, повседневной жизни, науке и технике.
Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а с растворами или смесями. Вода морей, ре, озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Большинство минералов – это твердые растворы. Соки растений, напитки, лаки, краски, лекарства – это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла. Большинство химических реакций происходит в растворах, живые организмы состоят из растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
«Мозговой штурм»: Что вы знаете о растворах? Запись ответов на доске и в тетрадях
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? при изучении темы? – запись в тетрадях, зачитывают несколько учеников
Задачи урока:
- знать – раствор, классификация растворов, отличия истинных и коллоидных растворов;
- различать дисперсные системы;
- умения сравнивать, анализировать;
- вести химические записи.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Понятие о растворах
Демонстрация: в сосуды с водой помещаем поваренную соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат), песок. Количество вещества постепенно уменьшается. В случае с цветными веществами наблюдаем явление диффузии. При перемешивании процесс ускоряется
При этом вода приобретает новые свойства: у неё появляется вкус, цвет, изменяется плотность, Т кипения и др. Полученная жидкость уже не является водой. Это раствор.
Раствор – это однородная смесь веществ.
Профильтруем растворы – соль, сахар, медный купорос ( калия перманганат) – не удается отделить от воды. Эти вещества находятся в растворах в виде молекул. Эти растворы прозрачны и однородны. Это истинные растворы. Их основной признак – однородность.
При растворении песка в воде получаем смесь с крупинками песка, она непрозрачна и неоднородна. Крупинки постепенно оседают на дно, потому что песок нерастворим. При фильтрации они остаются на фильтре.
При растворении веществ происходит их измельчение и рассеивание в объёме раствора. Все растворы иначе называют дисперсными системами.
В растворе частицы одного вещества равномерно распределены между частицами другого.
В растворе всегда содержится растворитель (дисперсионная среда) и растворенное вещество (дисперсная фаза).
Групповая работа: рассмотреть этикетки минеральных вод и сладких напитков, определить их качественный и количественный состав.
Растворы, в отличие от химических соединений, не имеют постоянного химического состава.
Раствор = растворитель + растворенное вещество.
Растворитель – вещество, которое находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор (или масса которого наибольшая).
Растворенное вещество может находиться в любом агрегатном состоянии: твердом, жидком, газообразном.
В растворах, в отличие от смесей, существует взаимодействие между частицами растворителя и растворенного вещества.
2. Смеси веществ с водой
В зависимости от степени измельчения веществ, смешиваемых с водой, выделяют несколько видов смесей:
- взвесь;
- коллоидный раствор;
- истинный раствор.
Основное отличие – величина частиц, распределенных в воде
Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы
Демонстрация эффекта Тиндаля
3. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию измельченного вещества или растворителя
Запись таблицы в тетради с пояснением
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Беседа по записанным учащимися в начале урока (актуализации) вопросам
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы
Признаки сравнения | Взвесь | Коллоидный раствор | Истинный раствор |
---|---|---|---|
Величина частиц | 10–7 – 10–5 м Небольшие частицы | 10–9 – 10–7 м Скопления частиц | Равна величине молекул (ионов) |
Оптические свойства | Непрозрачные, мутные | Прозрачные, рассеивают свет | Прозрачные, свет не рассеивают |
Возможность разделения | Взвешенные частицы не проходят сквозь бумажный фильтр | Взвешенные частицы проходят сквозь бумажный фильтр, но не проходят сквозь пергаментный фильтр | Фильтрованием разделить невозможно |
Устойчивость | Неустойчивы во времени, взвешенные частицы довольно быстро оседают на дно или всплывают на поверхность | Относительно устойчивы во времени, со временем стареют с образование осадка | Устойчивы во времени, не стареют, могут существовать бесконечно долго, если не происходит хим реакций |
Демонстрация эффекта Тиндаля
3. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию измельченного вещества или растворителя
Запись таблицы в тетради с пояснением
Растворитель | Измельченное вещество | ||
---|---|---|---|
Твердое | Жидкое | Газообразное | |
Твердый | Твердые растворы (сплавы металлов, стекла) | — | Пены |
Жидкий | Взвеси, суспензии, золи | Эмульсии (вода в масле, масло в воде) | Гидрозоли |
Газообразный | Аэрозоли, дым | Аэрозоли, туманы | Смеси газов |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Беседа по записанным учащимися в начале урока (актуализации) вопросам
- Почему речная, колодезная и талая вода имеют разный вкус?
- Какая из них наиболее чистая с химической точки зрения?
- От каких примесей в воде можно избавиться фильтрованием, отстаивание, дистилляцией?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Проработать конспект, выучить определения.
- В 5 стаканов налили небольшие порции воды.
- В первый добавили глину,
- во второй – спирт,
- в третий – фруктовый сироп,
- в четвертый – керосин,
- в пятый – питьевую соду.
- В строительстве применяют так называемый цементный раствор. Его компонентами являются цемент, песок и вода. Можно ли назвать эту смесь раствором с научной точки зрения?
- Какое вещество следует назвать растворителем, если раствор образуют:
- расплавленные металлы – медь массой 3г и золото массой 7г;
- вода объемом 1л и хлороводород (газ) объемом 300л;
- спирт массой 10г и ацетон массой 25г;
- вода массой 8г и сульфатная кислота массой 92г?
- Можно ли утверждать, что соки клубники, черной смородины являются растворами и содержат несколько растворенных веществ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий