четверг, 13 марта 2014 г.

Уравнения ионных реакций

Тип урока: урок с применением ИКТ.

Урок сопровождается презентацией.

Цель урока:
  • Сформировать новые знания о процессах, происходящих в растворах электролитов. 
  • Выявить условия, при которых реакции ионного обмена идут необратимо.
  • Научить учащихся записывать уравнения ионных реакций в молекулярном, полном и  сокращенном ионном видах.

Задачи урока:
Образовательные: 
  • проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных вопросов и понятий изученной темы: «Диссоциация кислот, солей и оснований»;
  • выявление типичных ошибок и их устранение;
  • формирование новых знаний о процессах, происходящих в растворах электролитов;
  • закрепление новых знаний фронтально и при выполнении самостоятельной работы;
  • обеспечить контроль усвоения.
Развивающие: 
  • формировать умения выделять главное, существенное, логически излагать материал; 
  • обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая ситуации вызывающие интерес.
Воспитательные: 
  • проконтролировать усвоение учащимися основных мировозренчиских идей о материальности мира, его развитии, о причинно – следственных связях явлений;
  • развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении. 

Оборудование:
  • компьютер, проектор;
  • раздаточный материал.


Правила составления уравнений ионных реакций

  1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.
  2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде).
  3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.
  4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.


Ход урока

Стадии урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Вызов
а)Проверка и учет знаний.
б) Актуализация знаний







II. Осмысление
а) Постановка проблемы и задач
б) Открытие нового знания
в) составление алгоритма
г) Первичное закрепление


































III. Рефлексия
а) Собственно рефлексия
б) Самостоятельная работа





















IV. Подведение итогов
Домашнее задание
На предыдущих уроках мы с вами рассматривали что происходит в растворах электролитов. Давайте вспомним:
  • Какие вещества называются электролитами?
  • Кто автор теории электролитической диссоциации?
  • Классы каких соединений относят к электролитам?






Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами.

Предлагаю
  • выяснить, что такое реакции ионного обмена;
  • научиться составлять уравнения таких реакций.
Демонстрация опытов:
Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH.
Опыт 2. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl.
Опыт 3. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl.

Вопросы по ходу проведения опытов:
  • Есть ли признаки реакции?
  • К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?
  • Какие частицы находятся в растворах электролитов?
  • Что же является предметом разговора сегодня на уроке?
  • Какую проблему предстоит решить нам в ходе урока, исходя из темы?
Даю определение.

По результатам опытов предлагаю составить алгоритм составления ионных уравнений. Акцентирую внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов.

Демонстрация опыта 4.



















Повторить параграф 12, написать мини-сочинение на тему: «Значение реакций ионного обмена.»
Работа по карточкам
( 3 ученика)

Карточка № 1
1) Дайте определение кислот в свете теории электролитической диссоциации.
2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
а) H2SO4 → ; б) HNO3 → ; в) H3PO4 → .

Карточка № 2
1) Дайте определение оснований в свете теории электролитической диссоциации.
2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
а) NaOH → ; б) КОН → ; в) Са(ОН)2 → .

Карточка № 3
1) Дайте определение солей в свете теории электролитической диссоциации.
2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
А) Na2SiO3 → ; б) Al(NO3)3 → ; в) K3PO4 →.

Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
Аррениус
Кислоты, соли, основания.

Обучающиеся формулируют тему: реакции ионного обмена.
Записывают тему урока в тетради.

наблюдают выпадение осадка
наблюдают выделение газа
наблюдают изменение цвета

Обсуждение увиденного, предположения:
  • В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет.
  • В растворах электролитов находятся ионы и при смешивании этих растворов, электролиты обмениваются ионами.

Исходя из темы урока, учащиеся формулируют проблему: в чем сущность реакций ионного обмена?

Исходя из поставленной проблемы, обучающиеся ставят задачи:
  • выяснить, что такое реакции ионного обмена;
  • научиться составлять уравнения таких реакций.
Учащиеся предлагают варианты определения реакций ионного обмена.



В ходе обсуждения формулируется определение.

Делают вывод, что сущность реакции заключается в связывании ионов с образованием неэлектролита.

Обучающиеся записывают в тетради молекулярное уравнение,составляют ионное полное уравнение,составляют сокращенное ионное уравнение.

Учащиеся самостоятельно составляют ионные уравнения, результаты работы сдают учителю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий