среда, 5 марта 2014 г.

Химические реакции (9 класс)

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о химических реакциях.

Задачи урока:
Образовательные:
  • систематизировать и углубить знания учащихся о химических веществах, химических реакциях.
  • пробудить устойчивый  интерес к изучаемому  предмету;
  • подчеркнуть практическую направленность предмета «химия».
Воспитательные:
  • используя межпредметные связи, способствовать формированию диалектического мировоззрения;
  • формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью;
  • прививать навыки эстетической культуры.
Развивающие:
  • развитие навыков мыслительности (умение анализировать полученные данные, работать с дополнительным материалом);
  • формировать навыки исследовательской работы;
  • формировать навыки использования компьютерных технологий.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока:
I. Подготовительный. Актуализация старых знаний.
II. Изучение нового материала (с опорой на прежние знания).
III. Закрепление пройденного материала.

Ход урока
Урок основан на использовании разработанной по данной теме презентации учителя.  На подготовительном этапе урока проходит беседа с учащимися по вопросам, чтобы показать взаимосвязь данной темы с ранее изученным материалом.

Вопросы для учащихся:
Весь облик нашей Земли: её леса и горы, её почвы и воды постоянно меняются. Какие явления лежат в основе этих изменений?
Ответ: Физические и химические явления.

Изучение нового материала проходит с использованием слайдов презентации:

Слайды 4-5: Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях  и заполните следующую таблицу:
№, Название явления
Вещество, участвующее в явлении
Изменения, происходящие с веществом
В каких явлениях образуются новые вещества?

Слайды 6-7: Дать определения физическим и химическим явлениям.

Слайд 8: Демонстрация химического явления .Разложение дихромата аммония
(NH4)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O

Слайды 9-10: Демонстрация признаков химических реакций. Изменение цвета.Колебательная реакция Бриггса.

Слайды 11-12: Выделение газа. K2CO3+2HCl=2KCl+H2O+CO2

Слайды 13-14: Выпадение осадка. CuCl2+2KOH=2KCl+Cu(OH)2

Слайды 15-16: Свечение. Красная кровяная соль и люминол.

Слайды 17-18: Самовоспламенение. Выделение тепла.С амовоспламенение парафина.

Слайд 19: Задание. Определить признаки химических реакций на картинках.

Слайды 20-21: Реакции соединения. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:
Ca  + O2  =                          Li   + O2  =                                    S    + O2  =

Слайды 22-23: Реакции разложения. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:
H2CO3  →  H2O  +  CO2 ↑
Fe(OH)3  →  Fe2O3   +     H2O
Ag Br →      Ag   +   Br2

Слайды 24-25: Реакции замещения. Используя  ряд активности металлов,
Li K Ba Ca Na Mg Al  Mn Zn Cr Co Fe Sn Pb  H2 Cu Hg Ag Au
продолжите возможные уравнения реакций:
Mg + HCl =                         Fe + HCl  =                             Cu  + HCl =

Слайды 26-27: Реакции обмена. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:
CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + NaCl
FeCl3   +   NaOH  =  Fe(OH)3   +  NaCl
KNO3   +    NaCl   =  KCl  +  NaNO3

Слайды 28-29-30: Экзотермические и эндотермические реакции.Демонстрация.
Горение магния.              
2Mg+O2=2MgO
Са[CH2OH(CHOH)4COO]2·H2O  приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

Слайд 31: Какие условия способствуют возникновению и течению химических реакций?


 Слайд 32: Выводы.
  1. Химическая реакция – явление, при котором образуются новые вещества.
  2. Типы химических реакций:-соединения;
    • разложения;
    • замещения;
    • обмена;
    • экзотермические;
    • эндотермические.
  3. При работе с химическими веществами необходимо соблюдать осторожность!

1 комментарий: