среда, 5 марта 2014 г.

Химия вокруг нас (вводная лекция для 7 класса)


Цель урока: формирование в сознании учащихся единой естественнонаучной картины мира.

Задачи урока:
Образовательные:
  • систематизировать и углубить знания учащихся о химических веществах;
  • пробудить устойчивый  интерес к изучаемому  предмету;
  • подчеркнуть практическую направленность предмета «химия».
Воспитательные:
  • используя межпредметные связи, способствовать формированию диалектического мировоззрения;
  • формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью;
  • прививать навыки эстетической культуры.
Развивающие:
  • развитие навыков мыслительности (умение анализировать полученные данные, работать с дополнительным материалом);
  • формировать навыки исследовательской работы;
  • формировать навыки использования компьютерных технологий.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция металлов и неметаллов, индикаторы, растворы кислот, щелочей.

Этапы урока:
I. Подготовительный. Актуализация старых знаний.
II. Изучение нового материала (с опорой на прежние знания).
III. Закрепление пройденного материала.

Ход урока
Урок основан на использовании разработанной по данной теме презентации учителя.  На подготовительном этапе урока проходит беседа с учащимися по вопросам, чтобы показать взаимосвязь данной темы с ранее изученным материалом.

Вопросы для учащихся:
1. Какие химические вещества вы знаете?
2.Какими химическими веществами вы пользуетесь в быту?


Изучение нового материала проходит с использованием слайдов презентации:

Слайды 2-3: Лес. Утро. Люди, одетые в шкуры, вышли из пещер за съедобными растениями. Долго бродили они по лесу-искали. Каждый день им приходилось собирать только то, что давала природа.
Однажды на них напали враги. Лишь двое из всего племени спаслись, отец и сын. Шли они, шли и пришли к пещере. Там жили добрые люди. В пещере горел  костер и было тепло. Мальчик впервые увидел костер. Он очень испугался. Отец успокоил сына. Гостей усадили есть. Отец жадно схватил кусок горячего жирного мяса и завыл. Горячее. Вскоре и отец и сын привыкли к жареной пище. Много дней прожили они в пещере. Научились добывать огонь. Ударишь одним камнем о другой- высекутся искры.
Вопрос к классу: Как вы думаете, относятся ли огонь, костер, горячая еде к химии? Почему?

Слайд 4-5: В Древнем Египте на берегу реки Нил жил один гончар. Он лепил очень некрасивые горшки. От его работы люди отворачивались. Что делать? Думал  он  думал - и придумал. Взял зеленый камень малахит, из которого делали украшения, истер его в порошок. Порошок смешал с водой, получилась кашица. Этой кашицей он обмазал горшки и сунул в печь. А когда вытащил из печи - глазам не поверил. Горшки блестели, отливая сочной зеленью, будто и не из глины сделанные. Вскоре и другие египетские мастера научились делать такие же горшки. Но однажды один гончар намазал горшок слишком толстым слоем  кашицы. Горшок развалился. На черепках проступили мельчайшие капельки меди. Так люди узнали, что в зеленом камне малахите содержится медь.
Ученики рассматривают образцы меди и делают вывод, что медь- тоже химическое вещество.

Слайд 6: Долго царствовала медь. Однако в другой стране узнали о металле, который тверже меди. Железо. Появилось оно у народов, живших на Кавказе 3000 лет назад. Называлось «ертак»- «капнувший с неба». Однажды в Египте появился купец, который железным мечом разрубил медный меч египтян. Страх опустился на Египет. Египтяне думали, что на земле нет железа. Они называли его «металлом неба». В ясные дни можно видеть, как падают с неба звездочки- метеориты. Египтяне думали, что железо- послание богов.
А вот на Кавказе чуть ли не в каждом селении светились огнедышащие печи, в которых выплавляли железо. Прошло много лет. Власть над миром менялась, а железо оставалось металлом войны.
Ученики рассматривают образцы железа и делают вывод, что железо- тоже химический элемент.

Слайды 7: Почти тысячу лет люди в разных странах проводили опыты с одной лишь целью – сделать золото. Эти люди назывались алхимиками. В их таинственных лабораториях всегда что-то кипело, горело.
Они открыли много химических веществ( форфор при кипячении мочи и др.)
Это были отважные люди. Они работали с такими ядовитыми веществами как ртуть, мышьяк.
Благодаря алхимикам появились новые знания о химических элементах.
Вопрос к классу: Что вы знаете о мышьяке, где применяется фосфор и ртуть?

Слайд 8: В 1604 г. В небогатой семье родился Иоганн Рудольф Глаубер. Когда мальчик подрос, т о его отдали на обучение в мастерскую стекольщика. Но стекольщиком мальчику стать не было суждено. Однажды юноша заболел. Лечил его старец, который жил в лесу. Он поил мальчика водой из ручья. Вода была горьковатой на вкус. Мальчик пил и силы возвращались к нему.  Во времена Глаубера почти все знаменитые химики были аптекарями. Едва оправившись от болезни, Глаубер попросился в ученики к аптекарю. Он помогал готовить лекарства и изучал их состав. Но мысли его возвращались к таинственному источнику, к целительной воде. И Глаубер разгадал тайну источника. Он узнал состав веществ, которые делают ее целебной. Открытие принесло людям замечательное лекарство, которое используется  сейчас- глауберова соль.
А сколько красивых цветных стекол получил Глаубер! Он описал все свои опыты в книгах по химии.
Вопрос: Как вы думаете, почему стекла были цветными?

Слайды 9: В 1627 г. В семье богатого лорда родился  Роберт Бойль. Он с детства мечтал стать ученым. Он провел тысячи химических опытов.
…В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошел садовник. Он принес корзину с фиалками. Роберт очень любил цветы, но предстояло начинать опыты. Он взял несколько цветов, понюхал их и положил на стол. Опыт начался. Открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда опыт закончился, Бойль случайно взглянул на цветы- они дымились. Он опустил их в стакан с водой. И- о чудо! Фиалки из темно-фиолетовых стали красными.  Роберт был настоящим ученым. Он велел плмлщнику готовить разные растворы и опускать в них по цветку. В некоторых стаканах цветы начинали краснеть. Ученый использовал различные растения. Лучше всех вел себя лакмусовый лишайник. Он опустил в раствор лакмусового лишайника бумажки  и высушил их. Эти хитрые бумажки он назвал индикаторами.
Ученики рассматривают индикаторы и поведение их в растворе.

Слайд 10: Французского химика Антуана Лавуазье называли гением. До его опытов никто не знал, что вода- соединение двух элементов: водорода и кислорода. Оба эти невидимые элементы он поместил в сосуд и нагрел. На стенках сосуда появились капельки воды.
А еще он придумал ареометр.

Слайд 11:  Кислород есть в воздухе, поэтому горение возможно только на воздухе. Раньше в домах горели свечи. Как горит огонь, одним из первых объяснил Майкл Фарадей.
Однажды молодой Фарадей присутствовал на балу у герцога Тосканы. Говорили о науке. Герцог не верил, что алмаз- это всего лишь химический элемент углерод, который ничем не отличается от сажи или угля.
-Камни не горят!- заявил герцог, снял с пальца кольцо с алмазом и протянул его ученому. Фарадей легко продемонстрировал как углерод соединяется с кислородом. В результате алмаз исчез…
Обсуждение. Что произошло с алмазом?

Слайд 12: Много химических элементов нас окружает. И все они живут  по строгим правилам. Правила эти- Великий Периодический закон. Открыл его Дмитрий Иванович Менделеев. Можно точно предсказать поведение элементов, потому что записаны они в таблице.

Слайд 13: А теперь посмотрим вокруг! Химия может все.  Нет вещи, к которой бы не прикоснулась рука химика.


Обсуждение. Что мы узнали нового на уроке?

Домашнее задание. Нарисовать химические вещества, которые вас окружают.

Литература:
1.И. Леенсон «Занимательная химия» Москва «Росмэн» 1999.
2.Книга для чтения по неорганической химии. Кн.для учащихся. В 2 ч.Ч.1.Сост.В.А. Крицман.М.: Просвещение, 1993.
3. Курячая М. Химия в картинках Москва. Детская литература, 1992 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий