Цель урока: сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явлению.
Задачи:
Вид урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
Формы контроля:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'
Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.
Что вы видите перед собой? (Растворы)
Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре)
Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду)
Демонстрация растворения серной кислоты в воде
Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде)
Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту?
Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя)
Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции)
Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся)
Формулировка темы урока
Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический)
Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении)
2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'
Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.
Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?
Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?
Лабораторная работа: тепловые явления при растворении
Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?
3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'
Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.)
Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?
Домашнее задание: по учебнику
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Задачи:
- познакомить с историей теории растворов;
- сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
- дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
- развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
- эвристический;
- проблемно-поисковый;
- экспериментальный;
- наглядный;
- самостоятельной работы.
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная;
- коллективная.
Формы контроля:
- беседа;
- самопроверка;взаимопроверка.
Оборудование:
- папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом;
- карточки с незаконченными формулами веществ;
- презентация к уроку “Растворение”;
- презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”;
- мультимедийный проектор;
- модель молекулы воды;
- лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей;
- реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония.
Ход урока
1. Организационный момент
1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'
Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.
Что вы видите перед собой? (Растворы)
Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре)
Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду)
Демонстрация растворения серной кислоты в воде
Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде)
Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту?
Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя)
Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции)
Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся)
Формулировка темы урока
Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический)
Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении)
2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'
Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.
Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?
Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?
Лабораторная работа: тепловые явления при растворении
Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?
3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'
Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.)
Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?
Домашнее задание: по учебнику
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий