четверг, 6 марта 2014 г.

Урок по теме «Физико-химический процесс растворения»

Цель урока: сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явлению.

Задачи:
  • познакомить с историей теории растворов;
  • сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
  • дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.

Вид урока: урок изучения нового материала.


Методы обучения:
  • эвристический;
  • проблемно-поисковый;
  • экспериментальный;
  • наглядный;
  • самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности:
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • коллективная.

Формы контроля:
  • беседа;
  • самопроверка;взаимопроверка.

Оборудование:
  • папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом;
  • карточки с незаконченными формулами веществ;
  • презентация к уроку “Растворение”;
  • презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”;
  • мультимедийный проектор;
  • модель молекулы воды;
  • лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей;
  • реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония.

Ход урока


1. Организационный момент
1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'

Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.

Что вы видите перед собой? (Растворы)

Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре)

Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду)

Демонстрация растворения серной кислоты в воде

Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде)

Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту?

Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя)

Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции)

Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся)

Формулировка темы урока

Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический)

Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении)

2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'

Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.

Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?

Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?

Лабораторная работа: тепловые явления при растворении

Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?

3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'

Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.)

Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?

Домашнее задание: по учебнику

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий